Дебри виндсерфинга. Оверштаг

Люди причастные к виндсерфингу очень часто используют специфические слова или словосочетания, не совсем понятные новичку. Такое встречается в любой сфере деятельности, особенно связанной с водой и ветром. По-сути, все эти термины мы, виндсерферы, нахватали от моряков парусного флота. Да-да, тех самых, кто с ходу и закрытыми глазами мог указать пальцем где точно на корабле* расположена фор-бом-брам-стеньга. И хотя, у нас нет таких сложных элементов конструкций, в диалекте настоящих виндсерферов прочно укрепился один из важнейших терминов, обозначающих определённого вида поворот — ОВЕРШТАГ. О нём сегодня и поговорим.

Оверштаг (дословно с нидерландского — через штаг) — термин, обозначающий один из двух способов смены галса (курса) парусной лодки или доски, при котором нос какое-то время повёрнут в сторону, откуда дует ветер. При оверштаге парус, проходя через левентик**, плавно переходит с одного борта на другой. Да, этот термин (overstaag) нам подарили именно голландцы, а не англичане. Потому как во времена Петра I Голландия была «владычицей морей» и самой могущественной морской державой в тогдашнем мире. Штагом они называли элемент стоячего такелажа (верёвку), идущий с носа к верхушке мачты и фиксирующий её в вертикальном положении. Проще говоря, не дающий её упасть назад.

В виндсерфинге этот вид поворота осваивается новичками на первых двух занятиях. Он чуточку сложнее простого перевода паруса через корму, поскольку требует стабильный навык движения и поддержания скорости, а также понимания работы мачты и тела в наклоне первой на корму. Но если его освоить, то сразу становится проще возвращаться в точку старта, ведь в оверштаге доска катится по инерции на ветер (как в горку). Выполнив этот разворот правильно мы чуть улучшим свою позицию относительно предыдущей линии движения или (хотя бы) не ухудшим её (не сольёмся вниз по ветру). Ещё данный поворот в сочетании с движением острыми курсами позволяет нам достичь точек, расположенных выше по ветру. Таким образом мы можем кататься абсолютно везде на акватории Лагуны, Спиди-зоны и Камикадзе, всегда возвращаясь туда, откуда стартовали.
Сам поворот не очень сложный. На скорости отклоняем мачту в сторону кормы. Балансируя с парусом, дожидаемся когда доска выскочит носом на ветер. Затем, аккуратно перемещаясь вокруг шарнира с носовой стороны доски, перетаскиваем парус через корму на другой борт. Доска при этом вращается под нами, переходя на обратный курс. По достижению парусом середины борта останавливаем вращение, оставаясь в нейтральной позиции. Далее переходим в стойку движения, подхватываем тягу и разгоняемся. На станциях сети Ветратория мы учим этому повороту не только новичков. Существует великое множество вариаций и способов исполнения оверштага в зависимости от условий, типа и размера оборудования, а также ваших личных навыков балансировки на доске. Самым главным во всех этих вариациях становится развитие «чувства ветра» и использование самого ветра в виде важной и, фактически, основной точки опоры. Как ни крути, мы, виндсерферы, люди ветрозависимые. А вы умеете делать оверштаг?
С вами про термины беседовал я, Серёга (a.k.a. PaparazzO) 07.11.2024

* кораблём в современном судоходстве называют военные суда, однако во времена господства паруса редкое судно не имело на своём борту пушечного вооружения, так что парусники тоже называют кораблями по праву.

**левентик — курс парусного судна носом в сторону откуда дует ветер под углами диаметральной плоскости близкими к линии действия ветра. Единственный курс, который